Будущим дедам и бабкам посвящается

- Мама, а Дед Мороз же не существует?

После минутного подвисания ответила, что некоторые люди предпочитают верить в то, что он есть, а некоторые – не верят. И, в общем-то, каждый выбирает сам. И ты можешь верить, можешь не верить, а можешь и сам быть Дедом Морозом.

Детёныш взвесил все «за и против», и написал Деду Морозу письмо с заказами.

А вам нравится Дед Мороз?

А ничего, что он старенький? Не раздражает, нет?

дед и небо

Вы замечаете, как мы стали относиться к старикам? В общей массе – как к отжившим, ненужным, мешающим, устаревшим механизмам. Даже несмотря на нашу близость к бурятам, да и вообще восточность, уважения и почитания к старикам, как к хранителям рода, родовой памяти в помине нет. В транспорте, на пешеходных переходах, в больницах, аптеках, магазинах нередко можно наблюдать этакую смесь пренебрежения и раздражения по отношению к старикам. Да чего уж, половина моих друзей будет нетерпеливо поматериваться на бабушку, растерявшуюся посреди улицы на пешеходном переходе.

дед с палкой

Наш мир слегка свихнулся, в том плане, что впервые за всю историю цивилизации дети учат своих родителей (осваивать вал современных гаджетов, овладевать Интернетом, и пр.), и родители порой не могут помочь ребенку ни в освоении хитрокрученной школьной программы, ни уж тем более, в освоении школы жизни. Да, природой предусмотрено, чтобы поколение Next перепрыгивало своих предков по многим параметрам, но не такими дикими скачками и не в сторону от.

Я вот думаю – а почему малые народности продолжают почитать стариков? Их старики ведь такие же – беспомощные, с неадекватными притязаниями, вредные, не желающие расставаться с прошлым укладом жизни, нелепые в скоростном мире суперсовременных технологий, флюидной морали и пляшущих ценностей. Почему они не сдают в приюты своих аксакалов, старейшин, бабушек и дедов? Почему уважают их мнение? Может быть, потому что у них в крови – выживать? Может быть, потому что малые народности, всегда находясь под угрозой исчезновения, привыкли хранить и оберегать свою историю, культуру, свой род? А нам че, нас много, нам можно похерить всю историю, весь опыт рода, культуры, нравственности, начать с обмена папиной шинели и дедовых наград на жвачку, закончить поклонением великому богу Эппл.

И если вы доросли до того возраста, когда становятся Дедами Морозами, то, наверное, почувствовали, что это утомительно. Это, черт подери, требует сил и терпения – создавать кому-то маленькому мир, в котором можно безопасно жить и радоваться. И когда в следующий раз захотите упечь всех стариков в дурку и позволить им перемещаться по городу в комендантский час, вспомните, что они все – Деды Морозы, подарившие вам ваше относительно спокойное и беззаботное детство.

И если ваша бабушка еще жива, тащите ей вкусный чай, и просите прощения за то, что, в  головокружительном охерении от собственной значимости и исключительности, вы до сих пор не расспросили ее об истории своего рода.

тибетка

С любовью – ваша дальняя родственница и будущая бабка.

PS: С наступающим – всех Дедов, Дедов Морозов и их подопечных!

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Будущим дедам и бабкам посвящается: 25 комментариев

  1. Про стариков и их почитание я думаю так:

    В древности, жизнь была суровая и выжить, а тем более дожить до седых волос было не просто. Те, кому это удавалось, без сомнений, были людьми умными и крепкими. Кроме того, без письменности они оказывались единственным источником передачи накопленного опыта. Это, собственно, основа. В традиционном обществе, к коим относятся и малые народности, эта основа сидит крепко. Другое дело общество выросшее из традиционного. В нем одна сторона – типа каждой семье отдельную квартиру, имеют и обратную сторону – типа ослабления и разрыва связей между поколениями или родственниками не являющимися близкими. Индустриальное или пост индустриальное общество, в этом смысле более атоминизированно. Кроме того, скорость развития все время возрастает, и опыт стариков просто оказывается архаичным и не нужным.

  2. В замечательно книге Григория Федосеева «Злой дух Ямбуя» так описано отношение к старикам в эвенкийском обществе:

    — Лангара, почему ты не позволяешь давать Карарбаху даже кости? Разве он не заслуживает получить такую же долю мяса, как и все мы? — спрашиваю я. — Так лучше ему, — отвечает она спокойно. — Сытый становится ленивым.
    — Но он же совсем голодный; Ты ему даже лепешки не дала.
    — Не все меряй брюхом, — отвечает она. — Амакан (*Амакан — медведь)всю зиму ничего не ест, однако все его боятся… Тебе надо знать: у кого
    есть все, тот не научится скрадывать зверя, делать ловушки, разбираться в следах. Он даже огня себе не разведет. А без этого в тайге человек что
    дупляная лиственница, валит ее ветер куда хочет. — Немного помедлив, она продолжает: — Если Карарбаха кормить досыта, он скоро уйдет к предкам.
    — Старик болен? — встревожился я. На лице Лангары досада. Она дожевывает мясо, торопливо вытирает рукавом губы.
    — Нет, он не болеет. Но послушай меня, его отец, — она тычет пальцем в старика, обсасывающего кость, — когда имел столько лет, как Карарбах, еще
    меньше получал пищи на стойбище и досыта ел только, когда сам добывал зверя. Он все время охотился, много ходил, искал пищу и долго жил, как десять раз олень.
    — Десять поколений! Это сто лет.
    — Может, и больше.
    — Так что же, по-твоему, помогло ему прожить столько лет?
    — Ты, как ненян (*Ненян — теленок), глупый, — сердится старуха. — Потому, что голод не давал ему сидеть в чуме, велел ходить по тайге, искать зверя, птицу. Он таскал тяжелую поняжку, спал на морозе, не ленился, много работал. Человек и в старости должен уважать труд, как и пищу. Такой долго живет. Это ты хорошо помни.
    — Значит, ты не кормишь Карарбаха, чтобы он не ленился, ходил на охоту?
    — Вот теперь ты правильно говоришь, Не думай, что мы жадные, мяса ему не даем. Нет, оборони бог! Так лучше, чтобы его не скоро забрала смерть.
    Раньше было: если старик лишний в чуме, понимаешь, без пользы жил, его хорошо кормили, не давали работать, и он скоро пропадал. А Карарбаху нельзя
    уходить к предкам. Он лучше всех знает, где есть хорошее пастбище, как лечить оленей, где добыть зверя. Без него нам всем худо будет кочевать в
    тайге, Лучше половину стада потерять, чем Карарбаха. Но будет сытый непременно обленится, забудет тропы, ноги потеряют силу, не станет
    охотиться, скоро пропадет.

  3. как-то слишком дорого, в итоге, нам обходится индивидуализация..((

  4. По поводу истории рода я сильно заморачивалась одно время – расспрашивала, трясла.И натолкнулас на удивительную вещь. Мои бабушки-дедушки в большинстве своем нчего не знают не только о своих дедах и прадедах, но и о молодости своих родителей достоверно ничего сказать не могут. Думаю, просто некогда было расспрашивать, а может проку не видели. И потом – у нас в стране, выходит, уже больше века ни одно поколение не живет в тех же условиях, в которых жили родители, а потому и проку от опыта предков вроде как никакого. Так что это не новая проблема. Хотя лично мне обидно жуть как – судя по количеству намешанных во мне народностей, у предков была крайне насыщенная жизнь.

  5. «опыт стариков просто оказывается архаичным и не нужным» Это смотря каких стариков!И смотря какой опыт!Да в приобщении к социальному опыту мы не нуждаемся.Но есть другой,более глубинный опыт бытия.Ахметов,Кузник,Келяк,Мамедов,Клочихин,Максимов – этих стариков лично я уважаю не только за ясность ума.В них есть огонь – а это главное!