Каждому своё

Про посадку картошки в нашей свободолюбивой стране написаны миллионы текстов. Даже на старом «Кактусе», по-моему, большинство авторов отметились экспериментальными текстами про безумие происходящего летом на большинстве российских дач. В том плане, что картошку сажают не понятно зачем, для чего и почему. То есть легче купить 3-4 мешка на год – если она так нужна, чем корячиться с подготовкой, посадкой, прополкой и копанием.

У меня отношение к этому процессу с годами постепенно меняется. В 90-е годы мы сажали в Домне соток по 10, чуть ли не два участка. Папаша мой – потомственный крестьянин – работал на огороде что твой трактор, в итоге по осени выкапывалось по 40-45 мешков, которыми кормили родственников, себя, а под конец и свиней добрых знакомых. Тогда это действительно был способ прокормиться.

Меня привлекали исключительно к посадке и исключительно к уборке. И по молодости лет я не особо сопротивлялся – копать всегда было весело. К тому же в конце из свежевыкопанной картошки готовился вкуснейший ужин. Да и повозиться на свежем воздухе всегда приятно.

В институте благосостояние семьи как-то устаканилось, появилась еда, видеомагнитофон и кассетный магнитофон. Мне уже казалось, что картошку сажать не имеет никакого смысла. Но её до какого-то момента сажали. По-моему, до самого моего пятого курса. Помню потому что на пятом курсе картошку я променял на бытовую пьянку на крыше дома номер 30 по улице Южная, после чего был изгнан в город Читу на постоянное место жительства. За что судьбе в какой-то мере благодарен.

Сажали ли после этого мои родители картошку, мне неведомо – будучи изгнанным из отчего дома, я довольно быстро превратился в безответственного юношу, которого не то что на картошку – на лепку пельменей не заманишь.

Так я жил не тужил и про посадку картофеля слышал очень отдалённо. И то редко.

Потом жизнь изменилась, появились родственники, занятые производством овощной продукции на даче. Процесс был поставлен на поток – ну, всякая там рассада под помидоры, семенная картошка, не семенная картошка, то-сё. Первый год после перерыва я принимал участие в посадке с некоторым волнением – безумие происходящего и притягивало – всё же любопытно, на хера это надо, и отталкивало – как и всякое безумие.

Надо отметить, что первые эти разы пришлись на период культа брюха, в которое в промежутках между посадками картошки складировалось пиво, белый хлеб и много солёной рыбы. А также торты, булки белые с белой сгущёнкой, обильные ужины, скудные завтраки и тотальное количество алкоголя. И пятичасовая посадка картошки превращала моё и без того измученное тело просто в мешок с костями, который может лишь стонать и ненавидеть растениеводство. Я уж молчу про уборку урожая.

Пару лет я картошку каким-то волшебным образом пропустил, а в этом году вернулся на участок с несколько изменившимся мировоззрением. Во-первых, физические упражнения стали доставлять удовольствие, что на фоне уменьшившегося веса делает любую зарядку на свежем воздухе почти что желанной. Во-вторых, я не так давно достаточно чётко понял, что в жизни, наполненной сидением в кабинете с редкими командировками, возможность позаниматься физическим трудом – это такое локальное счастье. Усталость организма от именно физической работы всё же сильно отличается от усталости, например, от занятий в тренажёрном зале. Болит всё то же самое, вроде, но в комплексе это совсем другие эмоции для организма. В-третьих, в зале учишься следить за тем, какие и как мышцы работают, и когда ты занимаешься физическим трудом, то очень любопытно ощущать, как задействуются те мышцы, которые ты циклично прорабатываешь в зале. Действия по выкапыванию лунок под картофелины – это голая гиперэкстензия. Только в отличие от прошлых лет ничего не болит – спина спокойно держит тело в этом самом положении, и можно работать часами.

И вот я стал размышлять в том ключе, что, ну, сажают люди картошку. Ну, кто сказал, что её сажают именно для получения результата? Может, у людей привычка – сажать картошку, мучиться с ней, пропалывать там, поливать её. И сохранить привычку для рассудка легче, чем отказаться от неё. Может, кого-то торкает приезжать на участок, снимать домашние штаны, надевать рабочую одежду, вдыхать напоенный ароматом засохшего навоза воздух, писать в скворечнике, сыпать в лунки какую-то херню от червяков, ну, и так далее. И вот они приезжают и совершают действия, которые для, например, меня сильно диссонируют с рациональным использованием жизни. А для них это в рамках нормы. Как для меня бухать в субботу вечером с Васей и песнями.

Если так рассуждать, то мир становится более понятным. Кто-то, понятное дело, в субботу бухает, а кто-то сажает картошку. И тем и другим происходящее кажется нормальным. И шут бы с ними, с любителями прочувствовать поясницу не в спортивном зале, а около материсыройземли. Но когда одна сторона пытается вытянуть другую из её увлечений и заставить заниматься своими, то это всегда вызывает изумление гораздо большее, чем изумление от высаживания продающейся за бесценок картошки людьми, которые при желании могут купить картофельный завод.

В этом плане моё участие в посадке картошки в этом году – это дело полезное. Но когда ты проникаешь в процесс, то очень быстро начинаешь понимать, что твоё место сегодня – вообще не здесь. Потому что в моём детстве рекордные урожаи картофеля достигались какими-то простыми технологиями – картошка кидалась с высоты человеческого роста в лунки, после чего закапывалась. Следующий рядок копался по уровню следов, которые оставлялись копающим лунки человеком при выкапывании предыдущего ряда.

Теперь технологии усугубились – картошка не кидается, а кладётся то ли вверх, то ли вниз ростками, сверху сыплется какой-то порошок, движение по полю регламентировано какими-то полосами, а расстояние между лунками измеряется мало что не рулеткой. В итоге на втором рядке хочется выкопать посреди огорода огромную яму и похоронить в ней всю семенную картошку. Хотя те, кто придумал себе это увлечение, вполне вероятно, могли бы получить от этого безумия истинное удовольствие. Которое никак не совместимо с теми, кто в субботу и воскресенье предпочитает держаться подальше от лопаты и свежего запаха коровьих экскрементов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Каждому своё: 29 комментариев

  1. Прям как с меня писал. Все сознательное детство прожил в деревне, где картошка – главный продукт. Прополка, окучивание и копание для меня были пыткой. Но всегда понимал, что без нее родимой зимой совсем кушать нечего будет. Самолично посадил и выкопал этой картошки за деревенскую жизнь не одну тонну. Посадка и действительно тогда занимала минимум времени – копнул, бросил, копнул бросил. По три огромных огорода за день засаживали. Зато сейчас, прям бесит, когда родственники зовут на дачу садить картошку. Участок 2 на 2 метра, но со всеми этими чертовыми ритуалами, которые здесь описаны, это дело затягивается на весь день. Когда я бы один это сделал за максимум 14,5 минут. Посадят два ведра картошки, осенью выкопают три. За то из жизни несколько дней возни с ней можно смело вычеркнуть. Я то понимаю, что для родственников это такой способ отдыха, но когда меня так пытаются заставить «отдыхать» меня просто вымораживает.

  2. Картоха сейчас не столько еда, сколько повод лишний раз собрать расползающихся по хаткам единоличностей родственников. Нормальный такой повод лишний раз побыть с родней

  3. Будучи ребенком в Агинске каждый год спорил с матерью о том, что посадка картошки – занятие ненужное и бесполезное. Весной мать и слушать не хотела. И мне с ненавистью приходилось вскапывать огород. Осенью картошку как правило воровали тунеядцы, которые всегда были с картошкой, а мы – нет. Мать признавала мою правоту. Но весной начиналось все с начала.
    Здесь на юге картошку сажать сложно, земля жирная и тяжелая. Хорошо хоть с колорадским жуком более-менее справились современные химики.
    Да тут картошка и не основная пища, так, изредка.
    Живу без нее счастливо.
    Месяц назад впервые в жизни посадил помидоры (друзья заставили чуть не силой, обвинив меня в лености и предоставив семена с нарисованной инструкцией – насколько глубоко совать их в землю и как поливать)
    А вообще в советской школе с этими поездками в колхозы с 4 класса на картошку, турнепс и т.д. привили ненависть к сельскому хозяйству. Преодолеть я ее пока не могу, хотя все понимаю.

  4. А у меня раннее детство и картоха вспоминаются с удовольствием – большая куча родни приезжала на бабушкину дачу, от этого труда было мало, а веселья – много. Дядька научил маленькую, негодную в пищу картоху насаживать на малиновый прут и запуливать за горизонт. Он же показывал мне как работать «по-стахановски» и картоха добывалась с азартом, на скорость.
    В капризной подростковости картоха, конечно, стала каторгой, ибо отвлекала от важных дум об устройстве вселенной и томления по девчонкам. Особенно бесили большие урожаи. Бесила сохнущая на пальцах кожа. Бесило всё, не связанное с томлением по девочками и думами об устройстве вселенной.
    В студенчестве картоха внезапно оказалась любимой едой, пожирали ее как колорадские жуки, от этого большие урожаи радовали.
    А сейчас картоха это так, разминка тела – масштабы насаждений невелики, с отцом за пару часов засаживаем огород.

    • подпишусь под каждым словом
      но я надеюсь, что у тебя верёвками не отмеряет ровность рядов?
      и не укладывает картофелины в лунки как в колыбель?

      • Нет, веревочек не было. Но закладки в каждую лунку щепотку навоза, стаканчик золы и ковшичек водички доводилось. Ну что поделать – а вдруг будет суперурожай?

    • ну и сажать картошку в охотку с отцом – это одно
      а устраивать из посадки вселенскую трагедию с поиском виноватых – это совсем другое
      в первом я с удовольствием приму участие
      во втором гораздо легче, по-моему, отговорить людей от посадки

  5. Несколько лет шла на поводу у своего мужа, который рассуждал примерно так же – лучше купить, чем корячиться. В итоге, каждый год мы видели огромную разницу между купленной осенью у селян картошкой и картошкой моих родителей, у которых она прекрасно сохранялась до следующего урожая: большая, чистая, сухая, без всяких болезней. Муж, несмотря на свою упертость, тоже это признал – теперь садит вместе с моими родителями. При том, я уверена, что в наш век развитой химической промышленности, картошка для продажи активно удобряется, и что мы едим – картошка это или сгусток химических элементов, зависит напрямую от того, насколько ты ленив, чтобы поднять свою великолепную пятую точку и увезти её на дачу.

    • Ой, вот только не надо про удобрения и вред для здоровья. Ты ещё около дома фабрику вместе с мужем построй по производству экологически чистой мебели, экологический чистой одежды, а около дачи разбей НПЗ по производству экологически-чистого бензина. Мизерная разница, наполовину придуманная любителями стоять задницей кверху на участках, а на вторую половину вообще не существующая, не стоит того, чтобы заменять то, что тебе нравится в свободное время на то, что тебе в это свободное время нужно делать ради того, чтобы есть якобы экологически чистую еду, сдобренную ненавистью тех, кто её сажать никак не хотел. Сверху укладывается ещё 99,99% еды, которую ты при всём своём желании производить не можешь и вынуждена потреблять вместо со всеми её минусами. Одна картошка тебя не спасёт.
      По поводу моей лени – это как бы моё личное дело, как я буду ей пользоваться. Вообще не твоё. С ленью у меня всё в порядке – её много, она контролируется и агрессивно используется в деле. С использованием пятой точки тоже всё в порядке. Возить мою пятую точку на дачу не надо. Я себе другие занятия найду. Без чужих подсказок.
      Уверен, что в комментах вполне можно обойтись без обучения меня правильной жизни, правильному питанию и правильному распределению отдыха. Я вполне себе взрослый мальчик, чтобы самостоятельно приоритеты расставить и понять, что я ем, а от чего отказываюсь.

      • Эк, тебя!… Даже несколько в шоке… не оправдываюсь, но под местоимением «ТЫ» я имела в виду не конкретно тебя, а вообще человека, может даже скорее себя. Бывает, я и к себе на ты обращаюсь во внутренних своих диалогах, так что это совершенно не относительно твоей персоны! И это… мы ненавистью не сдабриваем выращенные на своей даче овощи, никто никого не заставляет, ни в детстве, ни сейчас. Может поэтому я дачу люблю. У нас там хорошо и спокойно, везде стоят лавочки, столы, висят гамаки, у детей качели и большая песочница. У нас наоборот постоянно куча желающих приехать на дачу и что-нибудь помочь.

        • это всё понятно. но тезис про то, что выращенная на огороде картошка – экологически чистый продукт, который мы выращиваем, чтобы оградить себя от пестицидов – это как отказаться от использования самолётов, чтобы оградить себя от возможной смерти.