Технический осмотр коррупциогенных факторов

На прошлой неделе в Забайкальском крае утверждены размере предельной платы за проведение техосмотра. Документы принимался в рамках новых федеральных правил прохождения техосмотра.

Раньше для прохождения ТО нужно было сначала заплатить госпошлину в банке (для легковых автомобилей – 300 рублей), потом поехать в оператору и пройти техосмотр (205 рублей), потом поехать с этими бумажками в ГИБДД, отстоять там очередь и получить талон техосмотра. Теперь нужно приехать к оператору, отдать ему денег (потолок этой суммы на 2012 год в крае – 402 рубля, оператор может брать и меньше), пройти техосмотр, на месте получить все бумажки, а потом с этими бумажками застраховать машину – без техосмотра теперь не получить полис ОСАГО. Госпошлина, как я понял, сохранилась, но теперь она сидит внутри той суммы, которую вы платите оператору, и отдельно в банке оплачивать её не надо.

ТО будут проводить организации, уполномоченные на это Российским союзом автостраховщиков. В теории их количество в пределах отдельно взятого города ничем не ограничено, так что проблем с техосмотром быть не должно.

Историю с отменой техосмотра я как-то пропустил, и причины лояльности Москвы к владельцам автомобилей мне до конца не ясны. Но и без гугла известно, что в той же Чите процедуру техосмотра проходили очень немногие водители. Большинство через знакомых решало вопрос с талоном техосмотра за сумму в 1-2 тысячи рублей, самостоятельно оплачивая только госпошлину в банке, да и то не всегда. Некие люди в ГИБДД имели на этом свою копейку, а владельцы автомобилей избавлялись от необходимости стоять в трёх очередях и тратить целый день на процедуру, которую в теории можно было сделать за час. В итоге огромный процент автомобилей, особенно автомобилей легковых, и в ситуации с Забайкальем – поношенных и очень поношенных иномарок, – в итоге оставались без внятного техосмотра. Какое количество ДТП произошло по этой причине и сколько людей в этих ДТП погибло – вопрос открытый. И очень неприятный.

Бороться с этой ситуацией уж не знаю как в других регионах, а в Забайкальском крае никто не заморачивался. На любые вопросы по этому поводу в ГИБДД бормотали какую-то ерунду про то, что надо позвонить туда, написать сюда и вообще…

Конечно, это не работало – некие люди из ГИБДД оказывали людям услугу, а те платили за неё не очень великие деньги, избавляясь от очередей, безумие которых по мере приближения к окошкам ГИБДД традиционно только нарастает. Да и никто, по-моему, серьёзно к этой ситуации и не относился в ГИБДД и УМВД никогда. Ну, есть спрос – есть и предложение. Виноваты, конечно, сами граждане, которые дают взятки малознакомым людям, и не извещают об этом правоохранительные органы. Всё, вопрос закрыт.

техосмотр

Теперь вот ГИБДД из этой схемы исключили. И слава богу, я считаю.

Теперь вопрос в том, не будут ли операторы пытаться продавать бумажки нового образца за сумму, превышающую стандартные 402 рубля – в обход кассы, разумеется. Ну, это не очень наше дело – тут уж и правда у современных контролирующих структур в достатке способов пресекать подобного рода явления. Было бы желание.

ГИБДД же может сосредоточиться на решении других мелких, но очень показательных проблем. Например, на продаже блатных номеров. Проблема вообще довольно легко решается переводом этого процесса в официальное русло. Если кому-то хочется приобрести себе блатной номерок – три семёрочки, то что в этом такого страшного – пусть приобретают. Установите расценки, на самую крутотень проводите аукционы, деньги оставляйте в регионах и направляйте на реализацию программ безопасности дорожного движения. Например, на приобретение камер слежения за машинами, в том числе за машинами с этими самыми блатными номерами. Ставьте их на каждом углу, и штрафуйте лихачей, дураков и мудаков – всем будет хорошо.

Но что-то не разрешают. Быть может, где-то около станка, печатающего государственные номерные знаки, сидит какой-то дядя, который имеет с этого копейку. Что, конечно, вряд ли. Ну, или тогда я толком и не знаю, что это за такой бред. В итоге, понятно, есть спрос – есть и предложение. И никто ничего тут не изменит, даже если около лотков с номерами поставят по отряду ОМОНа – рано или поздно бойцы спецподразделения по охране государственных номерных знаков установят свою таксу, и любителям блатных номеров придётся платить чуть больше – за новый уровень безопасности.

А заявления о том, чем лично мне мешают блатные номера, которые покупаются мимо кассы у предприимчивых дядек в погонах – да, как бы, ничем особо не мешают. Просто это демонстрация того, что в отдельно взятой государственной структуре на поток поставлена мелочная коррупция. А, значит, почему она не может быть не мелочной? И почему другие государственные и негосударственные структуры, а также граждане, предприниматели и прочие субъекты должны отказываться от возможности побыть коррупционерами?